Работа над музыкальным диктантом

 

Методическое сообщение


В современной практике существуют следующие разновидности музыкального диктанта: одноголосные, двухголосные, многоголосные. Диктант может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Наиболее распространенным видом музыкального диктанта является одноголосный диктант. Именно с него начинаются первые шаги записи музыки. Он является платформой для освоения закономерностей внутренней организации одноголосной мелодии как основы развития музыкального слуха. В практике сольфеджио давно существуют и используются самые разнообразные формы музыкального диктанта:

1) нотописание (списывание нот) - как подготовительное упражнение;

2) устный диктант (пение с названием нот после прослушивания);

3) подбирание на фортепиано мелодий;

4) графическое изображение мелодической линии;

5) транспонирование мелодии;

6) показательный диктант (пишется педагогом на доске)

7) запись мелодий по памяти после предварительной записи её на доске в той же или другой тональности;

8) самостоятельная запись мелодии после предварительного разбора;

9) запись прослушанной мелодии по памяти без предварительного разбора;

10) короткие диктанты-молнии;

11) запись знакомых песен без проигрывания (самодиктант);

12) диктант с настройкой и диктант в произвольной тональности;

13) диктант эскизный, который пишется по фразам;

14) диктант «с ошибками» или диктант с пропущенными нотами;

15) ритмический диктант;

16) ступеневый диктант;

17) аналитический диктант.

Методические рекомендации в работе над диктантом Выбор музыкального материала. Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», первым условием качественной записи является правильный выбор музыкального материала для диктанта. Дореволюционная методика черпала материал для диктанта из специально составленных упражнений. Основой их являлись та или иная тема из области теории музыки. Чаще всего это были метроритмические или интервальные трудности. В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной идее. В настоящее время методика составляемых сборников другая – материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем примеры будут более яркими и художественно убедительными, тем лучше будет достижение цели музыкального диктанта. Преподаватель или составитель сборника, отбирая материал, заботится о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать, чтобы пример был слишком коротким, от этого он теряет смысл и художественную ценность. Также недопустимы искажения с целью его облегчения - это нарушает цельность художественного образа. Очень важно определить трудности музыкального примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метроритмические особенности диктанта. Это, несомненно, основные признаки. Но кроме них, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка. Еще большее значение определения трудности диктанта имеют интонационные особенности стиля произведения. Отбирая пример для диктанта, надо стремиться к тому, чтобы музыка примера была яркой, выразительной, легко запоминаемой. Из всего сказанного можно сделать вывод – в работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала. Фиксация нотного текста. При записи музыки преподаватель должен обратить особое внимание на точность и полноту фиксации на бумаге учащимися того, что они слышали. Учащиеся должны верно записать звуки и правильно сгруппировать их ритмически. Такая запись уже считается правильной и «заслуживает отличной оценки». В процессе обучения для написания диктантов учащиеся должны соблюдать необходимые требования:

1. Правильно и красиво писать ноты.

2. Расставлять лиги.

3. Отмечать цезурами фразы, дыхание.

4. Различать и обозначать легато и стаккато, динамику.

5. Определять темп и характер отрывка, а также выбирать правильный размер и счетную единицу для записи.

6. Знать и уметь оформить вокальную группировку как в одноголосии, так и в многоголосии.

7. Правильно вести линию каждого голоса.

8. Различать и употреблять условные обозначения мелизмов.

9. Уметь записать многоголосный на одной строке и партитурой.

Исполнение диктантов. Для того, чтобы учащийся мог полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было, по возможности, совершенным. Прежде всего следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или отдельных выделений делать не нужно. Трудных интонаций или гармоний нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать, искусственно громко выстукивая, сильную долю такта. В начале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем, при многократном проигрывании первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным. Особенно тщательно следует соблюдать голосоведение при исполнении многоголосных примеров. Умение правильно слышать движение голосов и записывать, - должно быть результатом слухового осознания, а не заранее подготовленным условием, когда педагог вначале говорит: «Диктант будет двухголосный». Процесс записи. Большое значение имеет та обстановка, которую преподаватель сумеет создать перед началом работы над записью. Если внимание учащихся фиксировать сразу на том, что сейчас будет сыгран диктант, который надо скорее записать, да еще сказать двух или трехголосный, то учащийся не будет слушать и вникать в звучащую музыку, а сразу будет думать о том, как это записать, с какой начать ноты, какой счет и т.д. Наилучшая обстановка для работы над записью – это создание интереса к тому, что учащиеся сейчас услышат. Преподаватель должен познакомить учащихся с автором и произведением, рассказать откуда этот отрывок, какие инструменты его исполняют. Собрав внимание учащихся, преподаватель проигрывает пример. Таким образом, основными этапами при проведении на уроке музыкального диктанта надо считать следующее:

1.Учащиеся слушают музыку. Для того, чтобы она понравилась, произвела впечатление, исполнение должно быть выразительным и точным.

2. Вместе с преподавателем весь класс делится своими впечатлениями о прослушанном.

3. Только после этого преподаватель или учащиеся называют тональность, играют настройку.

4. Снова проигрывается музыка для того, чтобы учащиеся уже анализировали ладогармонические, структурные и метроритмические особенности.

5. Учащиеся приступают к записи, главным образом, по памяти. Количество проигрываний обычно 8-12 раз. В конце отведенного для записи времени диктант проверяется. Для проверки, написанного диктанта, существуют различные приемы:

1) пропевание всем классом;

2) индивидуальная проверка преподавателем тетради ученика;

3) коллективный разбор диктанта учителем и классом;

4) проигрывание каждым учеником своей записи по тетради и самостоятельной проверки и исправления ошибок;

5) задание на дом - сверить свою запись с оригинальным нотным текстом.

Такая методика проведения диктанта даст возможность правильно воспитать восприятие ученика: от общего к частному, от восприятия художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и в итоге – записи на нотном стане всего воспринятого, фиксация слышимого. Эта методика будет также содействовать развитию памяти и внутреннего слуха учащихся.
Музыкальный диктант уже давно занял прочное место на уроке сольфеджио. Данный вид учебной деятельности рассматривается как необходимое условие комплексного развития слуха и музыкальной памяти, формирования выработки структурного мышления. Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития учащихся. Нужно развивать музыкальный слух, внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые интонации и ритмические трудности. Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида. Однако никогда не следует забывать, что музыкальная школа – учебное заведение дополнительного образования. Определённые возникающие трудности не должны становиться неразрешимыми проблемами. Прежде всего, важно научить детей слушать музыку и переживать её, даже в процессе выполнения технических упражнений творить и открывать новое. Все формы работы должны быть увлекательными, приносить удовлетворение, потому что главная цель педагога - воспитание любви и интереса к музыке, формирование эстетического вкуса учащихся.


Литература:
1. Абдуллина Г.В. Систематический курс занятий по сольфеджио: методическое пособие для музыкальных факультетов педагогических ВУЗов /Г.В. Абдулина. – СПб.: Композитор, 2005 – 116 с.
2. Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие / А.Е. Варламов. – СПб.: Лань, 2012 – 120 с. 3. Глядешкина
З., Енько Т. «С. Ф. Запорожец — педагог». М. «Музыка» 1986.
4. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. — М.,1986.
5. Занимательные диктанты для учащихся 4–7 классов ДМШ и ДШИ. Составитель Г. Ф. Калинина, М. 2004.
6. Интернет-ресурсы: https://gameriskprofit.ru/nepoznannoe/muzykalnye-diktanty/ https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/04/13/metodika-prepodavaniya- muzykalnogodiktanta
7. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Сост. О.Берак, М.Карасева. — М.: издательский дом «Классика-XXI», 2009.
8. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших и старших классов ДМШ и ДШИ: Учеб. пособие. Две тетради для учащихся и два нотных приложения для преподавателей. – М.: Изд-во Калинин В.В., 2007
9. Ладухин Н. «1000 примеров музыкального диктанта» - М.: Музыка, 1981
10. Лежнева О. Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. Пособие для уч-ся 1–8 кл. детских муз. школ и детских школ искусств. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
11. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты. Для 3-7 классов ДМШ. - Л.: Советский композитор, 1988
12. Музыкальные диктанты для ДМШ / Сост. Ж. Металлиди, А.Перцовская. – М.: Музыка,1995
13. Музыкальные диктанты с приложением CD MP-3. Составитель Т.Вахромеева I — IV классы ДМШ, М. «Музыка» 2005.
14. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио - СПб: Музыка, 1970
15. Пособие по сольфеджио и музыкальному диктанту. Одноголосие.
16.Подготовительные и первые классы. Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 17.Развитие музыкального слуха / Г. И. Шатковский–М.: Амрита, 2008