Сольфеджио: играем, занимаясь.


Методическое сообщение


В современной педагогике наблюдается все более решительный отказ от традиционной системы организации учебного процесса. Оптимизация учебного процесса (особенно у младших школьников) достигается путем обращения к разнообразным методикам, в том числе игровым. Предыдущим периодом у младших школьников является дошкольный возраст, а в этом возрасте ведущей деятельностью является игра. У младших школьников игра не исчезает, лишь немного теряется ее определяющая роль в развитии. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют. Игра мотивирует ученика, она нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Игры на уроках позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Применение игровых форм работы в обучении сольфеджио помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Рассмотрим некоторые виды игр, применяемые на уроке сольфеджио и имеющие разные цели и задачи.

 

Ритмические игры

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные. Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачивается узору. А сам узор, т.е. ритм – это уже музыка!» Э. Финкельштейн.
Музыкально-ритмические игры – одна из самых долгожданных форм работы на уроке для детей. Использование детских музыкальных инструментов, ритмических карточек, звучащих жестов, ритмических партитур – всё это направлено на развитие чувства метроритма. Почти с первых занятий в первом классе дети работают с ритмическими карточками. С их помощью можно прохлопать ритм, выложить ритмический диктант и длительности звуков в обычном диктанте, карточки широко используются в музыкальных играх. Например: «Выложи своё имя», «Найди предмет», «Узнай песенку» и др. Однако ощутить, почувствовать ритм помогает, прежде всего, сама музыка.
Дети очень любят исполнять ритмический аккомпанемент, более старшие – по ритмическим партитурам, а младшие с удовольствием играют в игру «Упрямый ослик», которая знакомит ребят с понятием «остинато». Ребята поют знакомую песенку или слушают музыкальное произведение, а один из учеников играет роль «упрямого ослика», играя на детском ударном инструменте ритмическое остинато.
Игра «Ладушки» помогает узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые - друг с другом, как бы играя в ладушки.
Игра «Телефон» помогает детям визуализировать ритм, готовит к написанию ритмических диктантов. Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель придумывает ритмический рисунок, простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ученика, а тот в свою очередь передает дальше. Последний ученик, записывает ритмический рисунок на доске, далее вся группа прохлопывает ритм со слогами. Использование творческих ритмических заданий в рабочих тетрадях поддерживает интерес детей к работе с ритмом.

Ладовые игры

Основной задачей в формировании ладового слуха становится восприятие устойчивых и неустойчивых ступеней. И здесь на помощь приходит игра «Вопрос – ответ». Игра предполагает элемент творчества и импровизации. Использовать её на уроках можно тогда, когда обучающиеся хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их. Педагог пропевает какой – либо вопрос заканчивая его на неустойчивой ступени, а ученик должен спеть ответ в этой же тональности, закончив его на тонике. Например:

«Что ты хочешь, кошечка? – Молочка немножечко»,
«Жук, жук, где твой дом? – Мой дом под кустом»,
«Зайка, зайка, где бывал? – На лужайке танцевал».
В помощь педагогу и наглядное дидактическое пособие «Музыкальная лесенка» позволяющая в игровой форме проводить настройку в тональности, распевание, определение на слух ступеней, развивать внутренний музыкальный слух, закреплять теоретические знания о музыкальных ладах и ступенях. Она может представлять собой таблицу с цветными полосками, обозначающими устойчивые и неустойчивые ступени или быть нарисованной на доске, а может быть лесенкой, по которой шагает котик, матрёшка и пр.
Ещё одним из видов игры, развивающей ладовый слух, может быть «Живое пианино». Дети выстраиваются в шеренгу. Каждый из них - «Живая клавиша», «ступень какой – либо гаммы». Преподаватель или кто – то из обучающихся может сыграть на пианино фразы знакомой или незнакомой песни, гамму, трезвучие или просто последовательность ступеней, «нажимая на клавиши», показывая на участника игры, который пропевает свой звук. Хороший игровой приём, который часто используют педагоги на уроке – пение вслух и про себя.

Интервальные игры

Интервалы – это те «кирпичики», из которых состоит любая мелодия. Научить видеть, узнавать, слышать, интонировать интервалы – одна из главных задач преподавателя по сольфеджио. Очень интересно можно построить эту работу используя методические рекомендации Татьяны Анатольевны Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио». Это пособие является обобщением опыта работы над интервалами на начальном этапе обучения и предлагает использовать ассоциативно-образный метод, пластические и графические символы интервалов, интервальные партитуры.
Несколько слов хотелось бы сказать о наглядности. Таблицы, конечно, очень помогают ориентироваться в многообразии информации по сольфеджио, но они дают уже готовый результат. Гораздо интересней и полезней работать с мнемо- таблицами, которые постепенно ведут к этому результату и развивают ассоциативную память ребёнка. Мнемо -таблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов, в нашем случае теоретических правил. Ведь маленькие дети ещё не умеют писать или пишут очень медленно.

Игры для развития навыка чтения с листа

Игровые формы можно использовать для любого вида работы на уроке сольфеджио. Например, для чтения с листа можно применить пение цепочкой или «Эхо». Назначается ведущий. Он поёт первую фразу, педагог, контролируя правильность интонирования, предлагает другому ребёнку быть в роли «эхо». Если ребёнок повторил, значит, он становится ведущим и поёт дальше. Если нет, то ищем другое «эхо».

Игровые формы для развития навыка написания диктанта

Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития учащихся, поэтому на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе диктант должен быть обязательной и постоянно используемой формой работы. Какие же формы работы можно предложить учащимся, чтобы заинтересовать и помочь освоить им этот сложный вид деятельности. А вариантов может быть достаточно много:
1.«Попугайчик» -повторение легкого мотива голосом.
2.«Обезьянки» -повторение ритмического рисунка
3.«Откопай мелодию» -повторить на фортепиано (назван 1 звук)
4.«Узнавайка» -на доске начало знакомой мелодии, нужно дописать.
5.На доске мелодия, дописанная не до конца, дописать по слуху.
6.«С дырками» на доске
а) написать знакомую мелодию, но перепутаны такты
б) незнакомая мелодия с перепутанными тактами (играть правильно)
1.Записать по памяти мелодию, выученную дома наизусть
2.Ритмический диктант: на доске ноты, указать ритм, и наоборот, написан ритм, написать ноты.
3.Диктант с «ошибками». По слуху играть мелодию.
4.Диктант с вариантами. Изменение мелодически или ритмически мотива, фразы, предложения
5.«Молния» -3 игры»(2+1)
6.Диктант – «воспоминание». Пишется мелодия, записанная ранее (неделю назад).
7.«Фотодиктант» -прочитать мелодию с листа- закрыть, записать по памяти.
Главное для педагога – это выбрать форму диктанта в соответствии с поставленными задачами и уровнем развития учащихся.

Литература:
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-М., 1965 г.
2. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе.-М., 1963 г.
3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ ДШИ. Методические рекомендации.–М., 2006 г.
4. Вахромеев В.А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе».-М., 1966 г.
5. Выгодский Л. С. Психология искусства.-М., 1987г.
6. Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио».-М.,1975г.
7. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». Методическое пособие для ДМШ.-М., 1989г.
8. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия.- Москва, 1972г.
9. Островский А.Л. «Методика теории музыки и сольфеджио».-Ленинград, 1970 г.
10. Теплов Б. Психология музыкальных способностей / Избр. труды: В 2 т. Т. 1. - М., 1985.
11. https://kopilkaurokov.ru/- сайт для учителей
12. http://www.muz-urok.ru/muz-igra.htm - музыкальные игры онлайн